В начале XIX века в русском флоте появились корабли нового класса - корветы, имевшие полное парусное вооружение и обладавшие хорошей скоростью и маневренностью. Одним из ярких представителей этих судов был 20-ти пушечный корвет "Оливуца", заложенный на стапеле Севастопольского Адмиралтейства и спущенный на воду в 1841 году. Кораблю дали имя "Менелай". Позже он был переименован в "Оливуцу" - в честь местечка на острове Сицилия, где отдыхающая царская семья использовала его для прогулок по Средиземному морю.
За 22 года непрерывного плавания "Оливуца" оставила заметный след в истории Российского флота. Это был единственный корабль, входивший в состав трех различных флотов: Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского. Корвет использовался для крейсерских операций на Дальнем Востоке и на Черном и Охотском морях, для посыльной службы в Эгейском и Средиземном морях, для разведки и защиты интересов России в Тихом океане, у берегов Европы, Южной Америки и Японии. "Оливуца" принимала участие в сражениях Крымской войны - обороне Петропавловска, вступила в поединок с английским винтовым корветом "Хорнет", намного превосходящим ее по силе, совершила кругосветное плавание. Тысячи моряков прошли на "Оливуце" хорошую морскую практику, многие ее офицеры достигли высоких постов на флоте.
В 1863 году корвет "Оливуца" был исключён из списков Российского флота, и его корпус был затоплен на форватере Кронштадта, чтобы предотвратить возможность прорыва вражеских кораблей. Даже под водой он верно несет службу не страже Родины. Это поистине легендарный корабль Российского флота.
|